Зачем нам YouTube?

В мире, я думаю, существует немало людей, специализирующихся на различных веб-площадках и профессионально разбирающихся, в том числе, отдельно в YouTube — в его устройстве, принципах работы отдельных его компонентов, способах его эффективного использования, специфике его пользы для потребителя, включая и подавляющее большинство россиян. Я не являюсь таким специалистом и могу сказать лишь от лица простого пользователя. Этим абзацем я намекаю всем знатокам высказаться в том, что они дополнительно понимают лучше меня. Кстати Save MP3 from YouTube есть на сайте tuberipper.com.

Основные технические плюсы YouTube, по моему мнению:

Можно на самом сайте найти нужное видео по описанию контекста, а если видео популярное, то и по отрывку фразы из прямой речи в этом видео. Это реализуется при помощи ИИ, который отслеживает, какой именно ответ (найденное видео) более всего удовлетворяет людей, запрашивающих ту или иную поисковую фразу. База данных таких сопоставлений также позволяет выдавать список интересующих большинство людей запросов буквально по нескольким буквам в строке поиска.

Есть и более тонкий поиск по видео, реализуемый включением функции фильтрации. Можно попросить искать видео по нужному запросу только опубликованные за последний час, сутки, неделю, месяц или год; длительностью до 4 минут, от 4 до 20 минут и более 20 минут; искать только видео с наличием субтитров, с указанным географическим местом съёмки, имеющее высокое качество (HD, 4K, адаптированное под HDR) или 3D-/VR-формат. При этом можно сортировать результаты поиска по дате загрузки, по числу просмотров или по рейтингу (числу и соотношению лайков и дизлайков). Всё это я сейчас подсмотрел на самом сайте. На YouTube фильтры довольно узкие; например, нельзя найти видео, залитое в конкретный диапазон дат, что было бы иногда крайне полезно. Такие функции реализуются для YouTube лишь сторонними приложениями.

Зарегистрированные пользователи, подчас, сами того не осознавая, заводят собственную библиотеку видео и каналов, привязанную к своему аккаунту. Для этого достаточно подписываться на каналы, видео с которых тебе понравилось. В аккаунте YouTube хранятся не только подписки, но и информация о том, какие видео пользователь уже просмотрел, на каком моменте в каком видео прервал просмотр, как какое видео оценил и каким каналам и видео он отдаёт предпочтение. Реализовано это на YouTube далеко не идеально, но лучше чем ничего.

Значимость авторского канала. Если ты видишь название видео, то всегда видишь и то, какому каналу оно принадлежит. Можно легко посмотреть, какие видео есть на канале, отсортировав их по дате добавления (включая и обратный порядок) или по числу просмотров, что даёт возможность быстро просмотреть полный список видео с канала и отметить те, которые ты бы хотел посмотреть в дальнейшем — для зарегистрированных пользователей у каждой превьюшки видео доступны кнопки «смотреть позже» и «добавить в очередь». Схожие по тематике каналы можно искать через систему поиска.

Есть неплохая система плейлистов, которую пытались адаптировать под прослушивание музыки. Каждое видео автор может добавить в какой-нибудь плейлист с нужным индексом, что позволяет ему их группировать и сортировать, а зрителю — смотреть или слушать видео друг за другом, или в случайном, перемешанном порядке. Так автор может делать целые «сериалы» с несколькими сезонами, разбивая видео по плейлистам. У каждого плейлиста есть отдельная страница, где можно увидеть подробности по нему. Схожие по тематике плейлисты, как и каналы, худо-бедно можно искать через систему поиска.

Также, что немаловажно, всегда можно посмотреть информацию о канале: когда он был зарегистрирован, какие также ресурсы есть у автора (ссылки на его страницы в социальных сетях и мессенджерах для связи), текстовую информацию о канале от автора и ссылки на другие, принадлежащие автору или просто дружественные каналы YouTube. Если пользователю нравится авторский канал, он может посмотреть, какие ещё каналы советует посетить автор. Вроде бы, очевидность и мелочь, но очень важный элемент интерактивности. Ещё YouTube неоднократно пытался превратить каждый канал в блог с собственным оформлением и содержанием (не видео), но успешность этого лично от меня скрыта.

Любому зрителю всегда видно точное количество просмотров, лайков и дизлайков у видео на текущий момент времени, что немаловажно. Пользователю также может быть доступна статистика, где можно увидеть, когда видео набрало популярность, в какой день имело больше или меньше просмотров, люди из каких географических регионов, какого возраста и пола (которые ими самими указаны в их аккаунте) смотрят данное видео в каких соотношениях. Правда, на YouTube эта схема время от времени ломается, но в лучшие времена она была такой, какой я её описал. Например, в одном из последних обновлений для всех пользователей запретили видеть количество дизлайков к видеоролику, кроме автора канала, на котором он размещён.

Фишки интерактива. У каждого видео есть дерево комментариев как в блоге, отсортированное по числу лайков или по дате публикации. У каждого видео есть тайминги — локальные ссылки, позволяющие быстро переходить на нужный временной участок внутри видео. Отдельные временные участки также в этом, 2022-м году стало возможно отделять друг от друга как отдельные «темы» или «главы». Есть поддержка хештегов, позволяющая авторам видео устраивать флешмобы, размещая хештеги в отдельном поле, чтоб по ним они быстро находились, а комментаторам — ссылаться на эти хештеги.

Есть автоматически создаваемые и показываемые пользователю рекомендации видео к просмотру. Для зарегистрированных пользователей они формируются на основании их вкусов и предпочтений по подпискам на каналы определённой тематики и по просмотренным видео — ИИ пытается предложить человеку то, что интересно людям, которые похожи на него: подписаны на те же каналы, смотрят и лайкают видео схожего содержания. Незарегистрированным пользователям выдаётся информация на основе того, какие видео они искали и смотрели в рамках текущего сеанса на сайте. Рядом с каждым просмотренным видео YouTube даёт подсказку, какое видео смотреть вслед за ним: продолжение текущего видео (чтобы не искать следующую часть), похожее по тематике видео с того же канала или просто видео, которые пользователи часто смотрели после или перед этим видео. Всё это облегчает пользователю работу с сайтом и экономит его время на поиск нужных видео.

Система трансляций. На площадке YouTube авторы могут не только выкладывать видеоролики, но и стримить, а зрители — флудить в чате под стримом, который обновляется в реальном времени и позволяет зарегистрированным пользователям общаться и получать бан от модераторов, права которым выданы автором канала. По функционалу Ютуб явно уступает Твичу, хотя бы потому, что там даже нет постоянной ссылки на трансляцию, то есть пользователь не может запустить канал с целью посмотреть что там в данный момент транслируется, ему нужно обязательно искать свежую ссылку на трансляцию. А ещё там нет адекватной системы модерации с разными уровнями модераторов, таймаутами и разнообразными режимами; интерфейс, имхо, не тянет на удобный или хотя бы на красивый. И технически это реализовано, имхо, довольно скудно, в отличие от какого-нибудь Дискорда. Тем не менее, это там есть.

Монетизация. Тут я многого не скажу, по этой теме существуют настоящие спецы своего дела. Популярных авторов и авторов популярных отдельных видеороликов YouTube поощряет и позволяет им зарабатывать реальные деньги, если те соглашаются, что в процессе показа их видео зрителю будет показываться различная мерзкая реклама, зависящая от его (зрителя) региона, возраста, пола, подписок и предпочтений на YouTube и интересов, определённых ИИ Google с помощью анализа его активности под своим аккаунтом в поисковике или ещё где. Чем видео популярнее и чем чаще они выходят, чем чаще зрители смотрят блевотную рекламу, тем больше денег YouTube задолжает видеоблогеру или контентмейкеру.

Также у каналов существует платный вариант подписки, и таким VIP-подписчикам могут быть доступны к просмотру видеоролики и плейлисты, скрытые для обычных пользователей. Подписка, ясное дело, не вечная, её нужно ежемесячно оплачивать. Насколько я знаю, этим Ютуб, в целом, ограничился, не введя для «халявщиков» ограничения по качеству доступного видео или подобных этому подлых ограничений.

Для самих авторов, выкладывающих видео, делались попытки предоставить различные удобства:

Прежде всего, залитое на YouTube видео автоматически перерендеривается в несколько форматов (отдельные аудиодорожки и видео с аудио в различных разрешениях). Эти форматы существуют на сервере как независимые друг от друга файлы, плеер умеет переключаться между ними на лету.

К видео можно добавить файлы субтитров для разных языков (но лишь по одному варианту), можно включить автоматическое создание субтитров при помощи встроенной в сайт системы распознавания речи, и разрешить переводить вручную или автоматически созданные субтитры на любой из языков с помощью Google-перевода. То есть можно смотреть видео на непонятном языке с автоматически созданными и переведённым субтитрами, и понимать, что говорят его персонажи. Показ субтитров, конечно, можно и отключить.

Автору доступно добавление в видео аннотаций, которые зритель увидит во время просмотра — подсказки к видеоряду и ссылки на другие видеоролики в виде статичных или анимированных изображений. Показ аннотаций можно отключить.

В веб-интерфейсе имеется видеоредактор и редактор звука… Я ими, кажется, никогда не пользовался, и они довольно громоздкие и явно уступают многим аналогам, если мы говорим о любительском софте для видеообработки. Но вырезать кусок видео либо обрезать, зацензурить область кадра или приглушить звук на нужный промежуток времени там, думаю, можно. Но это неточно.

Встраиваемое видео. Это значит, что объект видео с YouTube можно вставлять с помощью относительно новых HTML-технологий на различные веб-страницы, включая блоги, социальные сети и мессенджеры. Крайне удобная и полезная вещь, позволяющая смотреть интересные тебе видеоролики с того или иного сайта, не заходя на YouTube и подгружая с него только самое необходимое — код плеера и видеоданные. Это экономит различные аппаратные и программные ресурсы, а также время пользователя. Встраиваемое видео поддаётся довольно тонкой настройке, но об этом будет ниже.