Как понимание структуры мифов может помочь в создании современного медиаконтента?

Классический пример — «Звездные войны». Они построены по структуре волшебной сказки русского ученого Владимира Яковлевича Проппа и по книге Джозефа Кемпбэлла «Тысячеликий герой». Джордж Лукас сам признавался, что когда он писал IV, V, VI эпизоды, он просто открыл Кэмпбелла, положил рядом, и понеслось.

Еще есть «Мстители», в которых все держится на скандинавской мифологии, на исландском эпосе «Старшая Эдда». Вся тема Тора, Локи, их запутанных взаимоотношений — это полностью мифы, но трансформированные, пропущенные через современное мировосприятие.

Толкин тоже опирался на скандинавскую мифологию, чуть меньше кельтскую, и на весь комплекс текстов о Короле Артуре. Потом его неоднократно экранизировал Питер Джексон, и тем самым он эти мифы транслировал дальше. «Игра престолов» вся держится на мифах, но это особые мифы — это скорее полемика Джорджа Мартина с мифами, с архетипами. Но даже там они работают. Например, Джон Сноу — это архетип спасителя, героя, который жертвует своей жизнью ради близких. Есть «Гарри Поттер», который, опять же, весь об этом. И обратите внимание: и у Роулинг, и в «Игре Престолов» есть мифологические персонажи — кентавры, драконы. Но они, на самом деле, не являются главными. Это формально мифологические персонажи, это виньетка, украшение. А глубоко внутри находятся по-настоящему серьезные смысловые пласты, которые держатся на тех самых архетипах. Серафина kda кстати есть на сайте beedle.club.

Посмотрите на видеоигры. «Ведьмак» — это прекрасный пример многоуровневого текста. Сапковский абсолютно сознательно встраивал в свои книги элементы рыцарского романа, он полемизирует с Толкином, и еще добавляет сугубо польский колорит, польскую литературу, польский фольклор. И в игре то же самое.Третий «Ведьмак» великолепен, потому что там огромное количество отсылок к разным пластам фольклора. А когда Геральт попадает на Скеллиге, то часть его квестов — это прямые отсылки к скандинавской мифологии. А вот когда Netflix стал снимать сериал, то шоураннеры захотели уйти от колорита, созданного Сапковским. Понятно, что они ориентировались не столько на читателей Сапковского, сколько на игроков в «The Witcher», включая самого Генри Кавилла, который мечтал всю жизнь побыть ведьмаком. Но они создали абстрактный условно-фэнтезийный мир, лишенный элементов аутентичной мифологии. Поэтому та фактура, которая есть в игре, практически полностью отсутствует в сериале. И это как раз многим не понравилось. Потому что сложно погрузится в такой мир, сложно сопереживать условным схемам.

Так для чего нужно знание мифологии, архетипов? При создании любого медийного контента нужно создать логичный мир, который живет по своим внутренним законам. И этот мир должен обладать очень важной категорией притягательности. Он должен вызывать эмоциональный отклик у того, кого мы вовлекаем: читателя, зрителя, игрока. Если это невозможно, то тогда даже прекрасный Генри Кавилл не сможет сыграть все за всех.